Уникальный бизнес-коммуникатор с поддержкой IP телефонии
Всё об IP телефонии: оборудование, справочные данные, статьи, терминология
Rambler's Top100

IP телефония - статьи и информация по IP телефонии

Статья:

Первые итоги внедрения IP-телефонии в России

Глава:


...ДА ЕСТ


Крылатая фраза знаменитого русского баснописца про кота Ваську хорошо характеризует процесс развития IP-телефонии как с технологической, так и рыночной точек зрения. Несмотря на нередко справедливую критику, IP-телефония уверенно отвоевывает себе место под солнцем. И если в абсолютных величинах ее достижения не столь велики, то темпы роста весьма впечатляют, составляя сотни и тысячи процентов в год. В абсолютном же выражении объемы отечественного рынка решений для IP-телефонии не превышают около 5-10 тыс. портов в год, а объемы продаж колеблются в пределах 4-6 млн долларов в год. Столь размытые оценки объясняются особенностями рынка. Заметную роль в решениях для IP-телефонии играют программные решения, как серверные, так и клиентские. Их продажи в портах или долларах оценить довольно-таки сложно. Столь же сложно установить, сколько именно клиентских портов реально обслуживает проданное на рынке серверное решение. Во всяком случае менее чем пять лет назад речь шла о десятках, а затем сотнях портов в год и, соответственно, нескольких тысячах долларов. По некоторым прогнозам в следующем году совокупная емкость (в портах Е-1) операторских сетей IP-телефонии должна вырасти в три раза, а значит, можно прогнозировать и соответствующий рост продаж оборудования.

 

Предпосылкой роста рынка стала легализация в прошлом году IP-телефонии как операторской услуги - соответствующими органами были утверждены принципы и процедура лицензирования на предоставление данного вида услуг. Проблема заключалась в том, что как потребительская услуга, предоставляемая оператором, IP-телефония мало чем (кроме цены) отличается от услуг традиционного оператора междугородной связи. Это значит, что формально к IP-телефонии применима стандартная нормативная база. Однако благодаря усилиям Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) IP-телефония классифицируется как один из видов телематических услуг, и на ее реализацию после ряда формальных процедур выдается соответствующая лицензия. Своевременность создания соответствующей нормативной базы подтверждается хотя бы тем, что всего к настоящему моменту выдано около 400 лицензий на предоставление услуг IP-телефонии. Конечно, далеко не все эти лицензии реально "работают", однако сам факт означает, что большинство операторов "всех калибров" ими обзавелись и, скорее всего, обеспечили себя как минимум некоторым комплектом оборудования (хотя бы для тестирования).


Отметим, кстати, что из обихода практически исчезло выражение "Internet-телефония". Отчасти это можно объяснить тем, что "Internet" и "IP" - это далеко не одно и то же. Более общий термин оказался одновременно и более употребительным (и с маркетинговой точки зрения более удачным). Кроме того, средой передачи трафика в существующих сетях IP-телефонии является преимущественно отнюдь не Internet, поскольку общедоступные сети IP и Internet -- это не совсем одно и то же. Конечно, Internet представляет собой самый экономически выгодный, но при этом не самый надежный с точки зрения качества воспроизводимой речи способ передачи трафика, а борьба за качество была одной из ключевых задач заботящихся о своей репутации операторов. (Тем не менее по-прежнему возникают такие парадоксальные ситуации, когда качество связи оказывается обратно пропорционально дальности.)

Хотя согласно нормативным актам IP-телефония не является телефонией, а приравнена к чему-то вроде службы точного времени или автоматической справки, государственные органы по-прежнему не отказались от идеи распространить на нее некоторые принципы надзора за предоставлением услуг, как в телефонии. В принципе, если отвлечься от традиционного стремления государства регулировать все что можно, такая потребность реально существует. Поскольку IP-телефония из "лазейки" для тех, кто старается потратить поменьше денег, постепенно превращается в "солидную" услугу, которую оператор предоставляет на постоянной (договорной) основе корпоративным клиентам, это ставит вопрос о необходимости введения критериев качества обслуживания, на основе которых подписчик мог бы оценить выполнение оператором условий договора. Наличие соответствующей адаптированной нормативной базы (для традиционной телефонии она определена) сделало бы процесс взаимоотношений клиентов и операторов более упорядоченным. Пока что взаимопонимания в этом вопросе нет (что вполне понятно, поскольку операторы начали заниматься IP отчасти с целью быть подальше от госструктур), но достичь его придется. Например, все больше операторов склоняются к тому, чтобы после выхода бизнеса на определенный уровень брать с клиентов деньги не за время разговора, а за трафик, который они порождают, дабы создать ресурсы для дополнительного снижения цен. Но в этом случае надо как-то формализовать тарификацию, поскольку клиент трафика, образно говоря, не наблюдает - для него единственным осязаемым объектом купли-продажи является время разговора. Как бы то ни было, нормотворческая работа будет продолжаться, и ее результаты станут оказывать существенное влияние на рынок.

Серьезных технологических перемен в последнее время на рынке не было. Разумеется, некоторые нововведения имели место (о них еще будет упомянуто), но в целом речь может идти скорее о тенденции к росту масштабов решений и изменений в устанавливаемом оборудовании пропорций между аналоговыми и цифровыми портами в пользу последних. Среди технических достижений следует отметить то, что все ведущие производители УАТС уже выпускают так называемые "IP-PBX", т. е. они либо модернизировали имеющиеся платформы до непосредственной поддержки IP - телефонии, либо предложили новые интегрированные решения. В ближайшем будущем можно ожидать постепенного отхода отрасли от протокола H.323. Несмотря на все свои заслуги перед IP-телефонией, H.323 все меньше и меньше удовлетворяет разработчиков и производителей. Объясняется это его происхождением - он разрабатывался на базе мультимедийного протокола H.320, а тот предназначался для сетей ISDN. По сути протокол для сетей с коммутацией каналов был адаптирован для пакетных сетей. К тому же изначально H.320 (и это отражается в его спецификациях) разрабатывался скорее для локальных сетей, чем для Internet. По мере развития IP-телефонии и других решений по передаче мультимедийного трафика через Internet (и общедоступные сети IP вообще) накапливалось недовольство H.323. В настоящее время отрасль все больше ориентируется на появившиеся альтернативы - MEGACO (см. рубрику "Первые уроки" в ноябрьском номере LAN за 2000 г.) и SIP (см. врезку "Протокол SIP"). Новые протоколы, разрабатывавшиеся уже с учетом сегодняшних реалий, не имеют "наследственных болезней", поэтому большинство игроков рынка собираются их поддерживать и использовать.

В целом рынок IP-телефонии преодолел в прошлом году определенный барьер, и оба его сегмента - операторский и корпоративный -- выходят на новый виток развития.